Наиболее серьёзный вклад сделал Иоганн Себастьян Бах, написав «Хорошо Темперированный Клавир». Предполагалось, что эти два тома прелюдий и фуг исполняются во всех тональностях по тонам и полутонам, в 12-ти полутоновой системе (12 полутонов — 7 белых и 5 чёрных клавиш на рояле, например), которая называется темперированной. Такой вид настройки инструмента разрешает быть равноправными все тональности. То есть, одно произведение звучит одинаково хорошо в любой тональности. До того момента темперированная система была не в чести, но в последующих эпохах и вплоть до сегодняшнего дня по этой системе сочиняется 99% музыки, а «Хорошо Темперированный Клавир» является показательным примером в плане мелодии и гармонии для музыки последующих эпох. Важно, что Бах не придумывал темперацию, а скорее систематизировал её. Актуальность нового строя начала приходить вместе с Бахом, но не от него.